8 (800) 222-13-19
Написать в ВК
Написать в ТГ

Наша компания работает на основании законов Российской Федерации, если вы считаете, что в какие-то законы можно или нужно внести изменения, можете предложить это по ссылкам ниже, но сначала ознакомьтесь с некоторыми правилами обращения в Государственные органы РФ.

Как написать письмо в государственный орган?

В статье разберем нюансы составления текстов писем для каждого из адресантов, а также выясним, как отправить письмо, когда ждать ответа, а также разберем нюансы составления текстов писем и правила обращения (нормативная база).

Обратиться в государственный орган с «челобитной» может как физическое лицо, так и организация. Этим двум категориям заявителей, чтобы знать свои права при направлении обращения, нужно ознакомиться с разными документами.

  • Физические лица ориентируются на Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (в ред. от 27.11.2017; далее – Федеральный закон № 59-ФЗ).
  • Юридические лица внимательно читают Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 № 477, с изм. в ред. от 26.04.2016; далее – Правила делопроизводства для ФОИВ), а также Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2005 № 452, в ред. от 10.07.2017; далее – Типовой регламент для ФОИВ).

Предлагаем, заявляем, жалуемся. В чем разница?

Каждая организация или физическое лицо имеет право обратиться в государственный орган с предложением, заявлением или жалобой. Рассмотрим, чем отличаются друг от друга эти три вида обращений.

  • предложение — рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

Например: мы хотим добиться установки знака пешеходного перехода там, где этот переход и так стихийно существует многие годы, составляется предложение.

  • заявление — просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

Например: желаем сообщить о бездействии управляющей компании, которая никак не отрегулирует освещение в подъезде, пишем заявление.

  • жалоба — просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;

Например: при благоустройстве двора пострадал припаркованный там автомобиль, а подрядчик не торопится компенсировать ущерб. Тут явно нарушены наши права, в этом случае пишем жалобу.

Категории обращений достаточно условны, поэтому знать эти нюансы автору не требуется: обращение рассмотрят в любом случае. Но чем грамотнее составлено письмо, тем больше шансов продвинуться в достижении своей цели: тех, кто с порога заявляет о том, что знаком с правилами и знает закон, всегда слушают более внимательно и охотнее с ними контактируют.

Особенности обращения физического лица. Кому пишем?

Важно знать — по адресу ли направляется обращение и находится ли вопрос в компетенции того государственного органа, который автор письма избрал своим адресатом.

Например: если физическое лицо хочет пожаловаться на состояние автомобильной дороги, то теоретически писать можно и в районную, и в городскую администрацию, а также в муниципалитет и даже в ГИБДД.

Как пишем?

Для граждан нет правил составления обращения, то есть форма письма – свободная. Но важно знать, что в тексте не нужно выкладываться эмоционально.

Текст письма должен быть коротким и информационно насыщенным, а если эмоциональные формулировки неудержимо рвутся наружу, то лучше выплеснуть их в личный блог, а не в письмо в адрес госучреждения. В этом вопросе стоит ориентироваться на авторов писем от имени организации, которые знают, что деловой текст лишен эмоций.

Что указываем в обращении?

Общие требования к оформлению письма, но плюсом к нижеперечисленному не лишним будет указать контактный номер телефона.

  • Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

Особенности обращения организации.

Обращаются в государственные органы и учреждения многие организации и от таких обращений часто зависит благополучие организации, а порой и само ее существование)

  • Если государственный орган по отношению к организации выполняет контролирующие, надзорные функции, то, скорее всего, переписка между ними ведется весьма активно, и такой переписке учить не нужно.
  • Но есть и другая сторона. Если организация небольшая и с государством практически не пересекается, а все свои деловые вопросы решают с физическими лицами и коммерческими предприятиями, то обращение в госучреждение для такой организации – целое событие.
  • Писать в государственный орган организация может и в имиджевых целях, демонстрируя заботу о людях, городе или окружающей среде. Иногда даже удается чего-то добиться, хотя едва ли только при помощи переписки: без личного участия первого лица любое дело вряд ли сдвинется с мертвой точки, а переписке отводится роль вспомогательная и информационная. И в этом принципиальная разница между заявителями: переписка для физического лица – основное и часто единственное
Меню