2021 год прошел под знаменем реформ в сфере оформления переоборудования транспортных средств. В 2022 году вступили в силу новые поправки и изменения.
- 1 апреля 2022 года начал действовать новый ГОСТ Р 59889-2021 «Транспортные средства. Внесение изменений в конструкцию транспортных средств, находящихся в эксплуатации. Технические требования, технический контроль и методы испытаний», которого все так ждали. Он призван упорядочить процедуру регистрации переоборудования.
- Возможность прохождения в дистанционном формате предварительной техэкспертизы и последующей, после переоборудования, проверки на безопасность ТС сохраняется только для категорий ТС до 3,5 тонн и автобусов до 8 пассажирских мест. Дистанционная проверка возможна лишь в случае наличия у ИЛ технической возможности удаленного взаимодействия с системой контроля геолокации фото- и видеофиксации процесса идентификации и проверки ТС на безопасность. При таком формате проверки обязательно подлежит фиксации также дата и время осуществления проверки. Сама проверка должна проходить строго у партнера лаборатории — пункта ППТО (пункт переоборудования и проверки технического осмотра), который обладает всеми необходимыми средствами измерений и оборудованием для испытаний, а также квалифицированным персоналом с опытом проведения таких испытаний. Все эти фото- и видеоматериалы приобщаются к документам для принятия решения о выдаче автовладельцу свидетельства СКТС.
Наконец-то все изменения будут четко регламентированы – как можно видоизменять конструкцию ТС, а что делать нельзя.
Что запрещено к переоборудованию с 1 апреля 2022 года и то самое из-за чего этот ГОСТ стал самым ожидаемым:
- удлинение рамы или несущего кузова в пределах колесной базы;
- переоборудование ТС категорий M1 или N, в результате которого происходит изменение категории ТС на M2 или M3;
- замена штатного двигателя ТС на двигатель по одному из следующих параметров — максимальная мощность или максимальный крутящий момент, превосходящий более чем на 25% любой двигатель, предусмотренный конструкцией данного типа автомобиля;
- изменение класса (A, B, 1, 2, 3) автобусов категорий M2 и M3;
- установка на ТС светоизлучающего оборудования, способного работать во время движения ТС (за исключением опознавательного знака такси), а также световых приборов на крышу кузова или кабины ТС (за исключением специальных ТС)
Как и раньше, большинство из популярных видов изменений останется без изменений:
- установка газобаллонного оборудования (за исключением проверки на поперечную статическую устойчивость ТС категорий M2 и M3 при установке гбо на крышу);
- перепланировка салона микроавтобуса;
- замена ДВС (строго с повышением мощности до 25% — это новинка из ГОСТа);
- монтаж тягово-сцепного устройства для эксплуатации ТС с прицепом;
- демонтаж или монтаж устройств ручного управления;
- переоборудование в самосвал;
- монтаж лебедки;
- установка расширителей колесных арок;
- установка защитных дуг мотоциклов.
КАК ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬ ТС В 2022 ГОДУ.
По сравнению с 2021 годом, сам процесс регистрации переоборудования в ГИБДД остался прежним на 90%. Этапов немного, но некоторые из них занимают много времени. Основное изменение коснулось этапа №4.
- Получить заключение технической экспертизы.
В первую очередь что необходимо сделать, когда решили зарегистрировать планируемое переоборудование ТС — это узнать можно ли вообще вносить в ваше ТС такие изменения. Для этого достаточно обратиться в любую аккредитованную лабораторию и вместе с фотографиями авто предоставить эксперту список желаемых изменений. Заключение лаборатория выдает на официальном бланке.
- Получить разрешение в ГИБДД
Заявление на выдачу разрешения можно подать как через портал госуслуг (это бесплатно), так и непосредственно посетив Госавтоинспекцию. Из документов вам понадобится: заявление о выдаче разрешения, паспорт, а также заключение предварительной технической экспертизы, выданное лабораторией на первом этапе.
После изучения документов ГИБДД вынесет решение – разрешить вносить изменения в конструкцию ТС или нет.
Стоит отметить, что если у автомобиля аннулирован регистрационный учет, то оформить переоборудование не удастся.
- Осуществить переоборудование ТС
На данном этапе вносятся желаемые изменения в конструкцию ТС. Работы можно выполнять как самостоятельно, так и в любом автосервисе. Однако наша рекомендация – в любом случае сохранять все документы как на оборудование, так и на оказываемые услуги.
- Проверка после переоборудования
Цель данного этапа – получить протокол, подтверждающий что конструкция ТС после переоборудования безопасна для других участников дорожного движения. Для прохождения проверки на безопасность можно обратиться в ту же ИЛ, что и в первый раз, или выбрать любую другую. Измерения и испытания могут быть проведены и в пунктах техосмотра и переданы в испытательные лаборатории для оформления протокола безопасности.
До октября 2021 года всем грузовым ТС было достаточно предоставить фотографии с пунктов техосмотра, но начиная с 12.10.2021 всем грузовикам обязательно нужно приезжать в лабораторию. Главная проблема заключается в том, что лабораторий в 4 раза меньше, чем регионов в нашей стране. А удаленность некоторых регионов от ИЛ (испытательных лабораторий) составляет несколько тысяч километров. Что накладывает существенные финансовые издержки на собственников грузовых автомобилей.
- Пройти техосмотр
Необходимо пройти стандартный техосмотр автомобиля в любом пункте ТО, по итогу которого вам выдадут диагностическую карту.
- Предоставить авто в ГИБДД и получить СКТС
Теперь нужно получить свидетельство о том, что автомобиль соответствует правилам безопасности после произведенных доработок конструкции. Для этого в Технадзор ГИБДД необходимо предоставить автомобиль для осмотра, а также имеющийся на руках пакет документов: разрешение на переоборудование, заявление-декларацию об объеме и качестве произведенных работ (выдает СТО, в котором производились доработки конструкции ТС), протокол проверки безопасности, диагностическую карту.
Не забудьте, что для получения СКТС требуется оплатить госпошлину.
- Регистрация в ГИБДД. Сделать запись в ПТС
На последнем шаге необходимо в период 10 дней после получения свидетельства о безопасности автомобиля обратиться в ГИБДД для внесения в регистрационные документы информации о переоборудовании – ПТС и СТС. На данном этапе потребуется оплатить госпошлину и предоставить действующий страховой полис на автомобиль.