Манипуляторные установки. Несколько слов о типах складывания

Начнем с того, что большую популярность в Европейских странах получили установки с конструкцией шарнирно-сочленённого типа и со схемой складывания Z-образной. Стрела в транспортируемом положении находится за кабиной машины в поперечной плоскости. Есть минусы в такой конструкции – если монтировать Z-образную установку непосредственно за кабиной грузового автомобиля, то весь вес крана будет сосредоточен на передней оси. Иначе говоря, не исключены случаи перегрузки.

В таких странах как Соединённые Штаты Америки и Япония популярны L-образные установки, у которых телескопическая стрела прямая, а грузовой крюк имеет тросовую подвеску. Основные работы, на которых применяется такой вариант:

  • Погрузочно - разгрузочные работы базовой машины;
  • В некоторых случаях погрузочно - разгрузочные работы прицепа.

Автомобили с КМУ (L-образного варианта). Здесь стрела находится над кузовом против хода и по ходу автомобиля. Огромный плюс в том, что она не позволит разместить в кузове груз большой по высоте. При данном варианте расположения вес установки идёт и на ось, которая находится сзади - за счёт этого не так сильно нагружается передняя ось. Автомобили с КМУ L-образного варианта имеют короткие секции - телескопируемые, ну а вот самая первая (длинная) секция стрелы не складывается. Эта установка производит работы на вылете шесть - восемь метров оперативнее Z-образного варианта.

Бытует мнение, что L-образный вариант конструктивно более надёжен и прост из-за того, что в конструкции меньше узлов и соединений (шарнирных), если сравнивать с Z-образной установкой. Но нельзя назвать это утверждение верным, потому что у L-образного манипулятора непростой механизм телескопирования, а точнее конструкция данного механизма. Исходя из этого ремонтные работы, связанные с цилиндрами выдвижения могут оказаться очень затратными.

Помимо этого, L-образной стреле (прямой) не под силу преодолеть препятствие, к примеру, стенку, находящуюся в вертикальном положении. Такое препятствие коленчатый Z-образный вариант без труда преодолевает.

Есть стрелы, которые наделены плюсами и Z-образных и L-образных установок, за счет того, что у первой и второй секции соединение шарнирное, а вот следующие телескопируются из 2-ой. Ну и конечно у такой установки гораздо больше степеней свободы, нежели у обычного варианта L-образного.  

На вопрос, какая установка по весу больше: Z-образная и L-образная, ответить нелегко. Ведь из-за того, что у L-образного манипулятора, а точнее у её стрелы телескопического типа имеются перекрывающиеся участки  - вес её может быть больше чем у Z-образной установки. Но у стрелы Z-образного манипулятора при высокой степени г/п имеются мощные шарниры (соединительные), которые как раз и могут прибавлять вес установке. Из-за этого нужно смотреть на каждый конкретный случай, выбирая автомобили с КМУ, и рассматривать вес нужно отдельно.

Если продолжать рассматривать Z-образные и L-образные установки, то следует отметить, что вопрос выбора очень тонкий. Нужно рассчитывать стоимость и той и другой установки, их возможности. Не стоит забывать и о том, что нужно просчитывать возможности грузового автомобиля, если на него устанавливать ту или иную установку, ну и конечно основывать свой выбор на оптимальном соотношении цены и необходимых в конкретно вашем случае параметров.

Для Z-образной установки нужна мощная, а значит и недешёвая база. Конечно, возможен вариант применения базы, которая будет и более лёгкой и менее затратной в финансовом плане, но для этого на неё нужно будет монтировать L-образный вариант, а тут и последствия – такая установка будет, например, нависать над кузовом.

L-образный вариант для увеличения своей грузоподъёмности увеличивает и угол подъёма стрелы. Из этого вытекает то, что для перемещения груза больших размеров - нужна будет длинная стрела. Подъём грузовых материалов у Z-образной установки происходит за счёт складывания и раскладывания секций. Тут проблематично проводить работы с грузами, вес которых достаточно велик рядом с колонной. Ведь раскладывать стрелу, после того, как её сложили – непросто. Именно это и причина того, что в основании 2-ой секции у манипулятора Z-образного типа есть крюковая подвеска. Её применяют как раз в тех случаях, когда требуется подъём тяжёлых грузовых материалов и работает тут только 1-ая секция. Поэтому L-образный вариант лучше в работе с тяжелыми грузами, но небольших размеров, а если груз по габаритам сравнительно большой – то тут преимущество у Z-образного манипулятора.

Можно сделать вывод:

  • L-образный вариант КМУ больше узкоспециализированный, чем Z-образный вариант.
  • Новые L-образные манипуляторы не так популярны в нашей стране.
  • Распространены в основном L-образные манипуляторы, которые были ранее в эксплуатации у японских изготовителей, а также производителей из Южной Кореи, стоимость которых не так высока. Они в большинстве покупаются сразу с грузовыми автомобилями, которые также уже находились в употреблении.
  • Большим спросом в городской местности пользуются Z-образные установки, применяемые в основном в строительном бизнесе, а также гидроманипуляторы, в большинстве – металловозные.